ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
1.Общие сведения
Подкуйко Галина Федоровна
Волгоград, 400048, ул. Эльбрусская, 91
МОУ СОШ № 85
Учитель географии
стаж работы - 20 лет
2.Инновационный педагогический опыт
Тема: «Система внеурочной работы по географии, как средство активизации творческой деятельности учащихся» .
¦ Источник изменений (новые условия педагогической деятельности, новые средства обучения)
Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом повседневном окружении ребенка, следовательно географические знания могут стать базой для разнообразной практической деятельности, в творческом росте личности ребенка. География является для ребенка не только источником новых сведений о мире, не только инструментом познания части объективной действительности, но и необходимым фактором его психического развития. Внедрение в учебный процесс школы методов преподавания направленных на развитие познавательной и творческой активности учащихся позволит реализовать новые требования к личности каждого члена общества. В данное время произошли определенные изменения в социальном заказе общества к школьным системам. Главной идеей стало - формирование всесторонне образованной и общественно активной личности.
В настоящее время проблемы творческого становления молодого поколения россиян приобретают приоритетное значение как для системы образования, так и развития общества в целом, для исторической судьбы России в ближайшие десятилетия.
¦ Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных технологий, в изменении содержания образования, организации учебного процесса)
Сущностью данного ИПО является использование практического метода обучения (применение технических средств, полевые исследования, экскурсий, реализация творческих заданий).
Если мы увязываем творчество в географическом образовании с понятием « игровая деятельность», этим мы существенно сужаем образовательные рамки предмета, по сути игнорируем личностную позицию ученика к прочесу географического познания мира, что, в конечном результате может дать малоэффективный учебный процесс, мало чего имеющий общего с процессом развития творчества.
Поэтому на первый план в моем опыте выходит идея совершенствования соответствия школьного курса географии познавательным потребностям учащихся, их деятельностным запросам, прежде всего – в плане творческой самореализации.
Обращение к внутренней мотивационно-потребностной сфере школьника в обучении географии может дать поразительные результаты.
Интерес к предмету, творческая активность возрастает, если система учебных занятий соединяется с системой внеурочной работы.
Так, например, занятия географией в полевых условиях значительно расширяют рамки учебного процесса, интенсивно влияя на всё стороны личности, включая чувственную и эмоциональную составляющие психики ребенка. Научная географическая картина мира, возникающая в сознании школьника, эмоционально переживается, становится более яркой, насыщенной, запоминающейся, значимой. Следовательно, природа, всё ближайшее окружение выступает для ученика не чем-то чужим, застывшим образованием, а понятным и родным «домом». Таким образом полевые занятия (6 класс) в урочное и внеурочное время для учащихся – это учебно-тренировочный полигон, активно и постоянно воздействующий на физическое и творческое развитие, «стартовая площадка» становления личности.
Если рассматривать систему моей внеурочной работы с более старшими ребятами, то можно отметить следующее: учащиеся старших классов чаще, чем подростки, указывают на то, что познание окружающей их природой, социально- экономического окружения они желают проводить ЛИЧНО, в ходе самостоятельных путешествий, экспедиций, исследований. В условиях традиционного обучения это выполнить крайне сложно. Мы с ребятами стараемся хотя бы частично восполнить этот пробел – расширяем «горизонт познания», путешествуя по нашему краю, совершая поездки по стране. Необходимо отметить помощь компьютерных технологий в решении проблем познания геопространства. Внедрение Интернет-технологий в систему внеурочной способствует удовлетворению географической любознательности. Использование метода компьютерных проектов способствует формированию образа той или иной территории, делает ее почти осязаемой.
Реализация творческих заданий во внеурочное время невозможно без всерьез организованного процесса обучения. В процессе выполнения той или иной работы по географии учащиеся не только приобретают новое знание, но и опираются на базовые знания, а также на общие учебные предметные умения. Существенное значение имеет цель творческого задания, которая должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. Для того чтобы получить качественно выполненные работы детей, я начинаю давать дополнительные творческие задания не только в старших классах, но значительно раньше.
¦ Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
В целом, рассматривая мою систему внеурочной работы по географии, как средство активизации творческой деятельности учащихся, можно выделить некоторые общие преимущества перед аналогами: управление познавательной деятельностью учащихся, выбор учащимися индивидуального темпа изучения материала, классифицирование возможностей детей, повышения эффективности обучения. К «моментам риска» можно будет отнести- возникновение социальной изоляций, высокую трудоёмкость работ, проблемы в оценивании работ (даже слабые работы приходиться оценивать высоко). Что касается организационных форм работы на местности, то здесь нет большого разнообразия. Это либо кратковременные экскурсии, либо сравнительно долговременные экскурсии или туристско-краеведческие походы.
Тематику внеурочных работ на местности можно всегда увязать с природоохранной проблематикой, что позволяет даже выходить за рамки одной географии и включать также исследования по геологии, истории, биологии, истории, архитектуре. Интересным может стать перерастание экскурсий в маленькие географические экспедиции, которым обычно должна предшествовать кропотливая дополнительная работа по изучению литературного, исторического и другого материала.
Положительную направленность в моей системе работы имеет опыт решения компьютерных задач, относящихся к развитию творческой составляющей образования:
- стимулирование активной роли учащегося в собственном образовании;
- увеличение наглядности географического учебного материала через призму мультимедийных элементов;
- творческое выражение индивидуальности ученика;
К ограничениям работы с использованием компьютерных технологий, является то, что не вся используемая информация предоставленная в Интернете является достоверной, поэтому дополнительно возникает необходимость развития у ребенка критического мышления (адекватная оценка достоверности по косвенным признакам). Необходима также обязательная постоянная валеологическая работа с детьми, позволяющая снизить нагрузку на здоровье.
¦ Условиями реализации изменений (включая лично-профессиональные качества педагога и достигнутые им уровень профессионализма)
Реализация творческого потенциала учащихся требует расширения «горизонтов познания» от занятий на местности до размеров планетарного комплекса. Применение в системе работы новых информационных технологий позволяет расширить рамки учебного процесса, интенсивно влияя на все стороны личности ученика, включая эмоционально-ценностные составляющие психики.
Вся географическая, поступающая к ученику при помощи системы внеурочной работы, превращает образ мира в красочный, доступный и запоминающийся образ родной планеты. Однако данные возможности системы – не более, чем возможности, которые могут быть реализованы при условии психологического комфорта, верном определении зон ближайшего развития каждого ученика, его познавательных интересов. Только в этом случае можно будет говорить о творчестве географического познания мира. Я стараюсь совершенствовать уровень своей деятельности, поскольку творческая личность учителя сможет решить в школе проблему становления творческой личности ученика. Работаю над вопросами:
- соответствие форм организации работы учащихся методам и приемам преподавателя; - учет возрастных особенностей;
строгое разограничение форм работы учителя;
учет традиций и особенностей нашей страны;
инициативность;
- высокая степень общения с детьми.
Таким образом система моей работы по развитию творчества во внеурочной деятельности имеет два аспекта:
- Проблема движущих мотивов географического познания мира личностью школьника;
- Проблема подготовки (самовоспитания) творческой личности учителя.
Условием для решения данной задачи может быть означено на двух уровнях – теоретическом и практическом, в их тесном взаимодействии.
Результат изменений
В осуществлении «Системы внеурочной работы по географии, как средства активизации творческой деятельности учащихся» можно выделить следующие этапы:
- сбор информационного банка (темы работ, возрастные особенности, проблемы, успехи детей и т.д.);
- анализ и систематизация информации (выявление психологических требований к творческой деятельности: для географического познания учащегося; для деятельности учителя;
- разработка и внедрение средств диагностики творческой деятельности;
- обобщение результатов.
Таким образом, внеурочная работа – это важная составная часть учебно-воспитательного процесса. Внеурочная деятельность школьников развивает познавательный интерес к географии, позволяет расширить их творческую активность. Мною применяются разнообразные формы внеклассной работы.
Особое внимание уделяется полевым работам, которые в первую очередь отличают географию от других предметов. Это практические внеурочные работы по созданию «быстрых» ментальных (мысленных) карт, работы по изучению объектов которые можно сравнивать, длительные (многопредметные) и короткие экскурсии, работы психологической направленности («Доверие» – поход, при котором учащиеся должны преодолевать различные препятствия, опираясь на свою смекалку и доверие к друг другу), полевые уроки «Творческое самовыражение» (попытка изобразить явления природы через музыку, рисунок литературу).
В процессе формирования творческой личности как в урочное, так и внеурочное время, стараюсь сочетать все виды деятельности. В 7 классе при изучении темы «Климат» проводится внеурочная работа над проектом «Создай сеть курортов по всему миру», при изучении материков – «Контуры гипотетического материка». Курс изучения географии России начинаю с работы - географический вестник «Моя Россия», где ученику предлагается рассмотреть любой вопрос с учётом межпредметньгх связей. С учениками 9 класса осуществляется системная подборка статей из периодической печати на изучаемые в курсе темы. Школьники 10-11 классов работают над компьютерными презентациями, проводят «Игровые ликбезы» по материалам компьютерных игр «Тропико», «Транспортный магнат» и т.д.
Данная статья опубликована в сборнике: Вопросы теории и практики изучения географии в школьном курсе: сб. материалов по итогам I региональной науч.-практ. конф. учителей географии Волгогр. обл. (Волгоград, 19 марта 2008г.) - Волгоград: Изд-во ВГПУ "Перемена", 2008. - с.55-59.