Главная ->Внеклассная работа->Воспитание толерантности

"Радуга культур" – уроки толерантности

Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Российская Федерации, являясь государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый груз кризисных проблем.

В сложный период перехода России к новым экономическим отношениям, реформирования всей правовой системы государства, особенно важно не упустить из виду принцип приоритетности защиты детства. Прогрессивные изменения общества предполагают и переоценку ребенка в обществе.

Ребенок общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоев.

Поэтому важно научить уважать его культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, находить точки соприкосновения.

Формирование чувства толерантности – это одна из приоритетных задач педагогов школы, так как в школе обучаются дети более 20 национальностей. Как сделать жизнь каждого ребенка комфортной, как обеспечить его неприкосновенность – то очень важный вопрос, который решает педагогической коллектив совместно с детьми и их родителями.

В школе сложилась своя система работы в области этнотолерантности, она проходит по основным значимым направлениям внеклассной работы с детьми, с родителями, педагогами. Формы и методы ее разнообразны.

Это клуб интернациональной дружбы, это спецкурс «Уроки толерантности». Задачи спецкурса следующие: формировать культурного и грамотного человека, понимающего свое единство с окружающим миром, дать детям комплекс знаний по этнологии и культуре межнациональных отношений, развивать такие качества, как доброжелательность, терпимость, взаимопонимание, развивать творческий потенциал детей, их познавательную активность, воспитывать бережное отношение к памятникам национальной культуры своей родины, формировать коммуникативную культуру, уважение к людям других национальностей.

В рамках Недели толерантности прошли такие мероприятия, такие мероприятия как:

- игра-путешествие «Кругосветное плавание по волнам мифов, религий, традиций, игр, обрядов народов мира»;

- эстафета «Если с другом вышел в путь»;

- игровая программа «Культурный словарь»;

- выставка-дегустация «Кухни народов мира» и др.

Разнообразны формы и методы работы с родителями: это и дискуссионные родительские клубы, родительские лектории, на которых обсуждаются вопросы «Толерантность в многонациональной школе», «Россия: в семье единой», «В духовном единстве с Россией». Наиболее эффективными формами связи с родителями являются семейные праздники «Народов дружная семья», их цель: налаживать тесные контакты с семьями обучающихся, знакомиться с национальными семейными традициями, предупреждать проявление национальной отчужденности.

Ведется большая научно-методическая работа с педагогами школы. Для них проводятся семинары-практикумы, тренинги, анкетирование с такими вопросами: «Этнос и его характеристика», «Этнокультурная толерантность», «Этнические конфликты. Как их избежать?», «Развитие культуры межнациональных отношений у школьников».

Создание совместных проектов по краеведению объединяет педагогов и детей, способствует развитию творческих способностей обучающихся, развивает эстетический вкус, формирует гражданские качества, воспитывает этническое восприятие окружающего мира и чувство ответственности за его сохранность, развивает интерес к изучению истории и проблем межнациональных отношений.

Научная работа по краеведению «Роль донского казачества в войне 1812 года», разработанная выпускницей школы Барышниковой К. стала лучшей в районе, городе. Выпускницы школы Селантьева Ю., Стрижкова Н., участницы Всероссийских краеведческих чтений в Москве.

Одним из самых ярких событий в школе является фестиваль «В семье единой», который, по мнению детей, родителей, педагогов, является одним из самых ярких событий года.

Программа фестиваля включала историческую справку о государственной символике, родном языке, выпуск газет, плакатов, национальные танцы, песни, показ национальных костюмов, конкурс блюд национальной кухни, национальные игры. Здесь было все: и задорная «Калинка», русский самовар, бублики, баранки, блинчики, армянский танец «Кочари», украинская песня «Ты ж мене пiдманула», «Лезгинка», которую искусно исполняли аварцы, азербайджанский, греческие, цыганские песни и танцы.

Одна из Волгоградских газет об этом фестивале написала так: «Как река начинается с ручейка, так любовь и уважение к ближнему начинается с таких вот школьных праздников».

Благодаря большой целенаправленной работе по формированию толерантного сознания обучающихся, в школе царит атмосфера доверия, уважения, понимания того, что «другой – это всегда интересно». У всех споров и проблем всегда только мирное решение.

Обобщить все выше сказанное и изложенное хотелось строками из стихотворения Евгения Купцова:

«В России множество народов:

Другой язык, другие песни.

Но так суждено судьбою,

Всегда они и всюду вместе.

Такие разные порою

У нас глаза и лица тоже,

Но стоит приглядеться к людям,

Увидишь, как мы все похожи…»

 

 

 

   

МОУ СОШ №85 г. Волгоград, Дзержинский р-н, 2012 г.

Hosted by uCoz