"Радуга культур" – уроки толерантности
Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Российская Федерации, являясь государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый груз кризисных проблем.
В сложный период перехода России к новым экономическим отношениям, реформирования всей правовой системы государства, особенно важно не упустить из виду принцип приоритетности защиты детства. Прогрессивные изменения общества предполагают и переоценку ребенка в обществе.
Ребенок общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоев.
Поэтому важно научить уважать его культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, находить точки соприкосновения.
Формирование чувства толерантности – это одна из приоритетных задач педагогов школы, так как в школе обучаются дети более 20 национальностей. Как сделать жизнь каждого ребенка комфортной, как обеспечить его неприкосновенность – то очень важный вопрос, который решает педагогической коллектив совместно с детьми и их родителями.
В школе сложилась своя система работы в области этнотолерантности, она проходит по основным значимым направлениям внеклассной работы с детьми, с родителями, педагогами. Формы и методы ее разнообразны.
Это клуб интернациональной дружбы, это спецкурс «Уроки толерантности». Задачи спецкурса следующие: формировать культурного и грамотного человека, понимающего свое единство с окружающим миром, дать детям комплекс знаний по этнологии и культуре межнациональных отношений, развивать такие качества, как доброжелательность, терпимость, взаимопонимание, развивать творческий потенциал детей, их познавательную активность, воспитывать бережное отношение к памятникам национальной культуры своей родины, формировать коммуникативную культуру, уважение к людям других национальностей.
В рамках Недели толерантности прошли такие мероприятия, такие мероприятия как:
- игра-путешествие «Кругосветное плавание по волнам мифов, религий, традиций, игр, обрядов народов мира»;
- эстафета «Если с другом вышел в путь»;
- игровая программа «Культурный словарь»;
- выставка-дегустация «Кухни народов мира» и др.
Разнообразны формы и методы работы с родителями: это и дискуссионные родительские клубы, родительские лектории, на которых обсуждаются вопросы «Толерантность в многонациональной школе», «Россия: в семье единой», «В духовном единстве с Россией». Наиболее эффективными формами связи с родителями являются семейные праздники «Народов дружная семья», их цель: налаживать тесные контакты с семьями обучающихся, знакомиться с национальными семейными традициями, предупреждать проявление национальной отчужденности.
Ведется большая научно-методическая работа с педагогами школы. Для них проводятся семинары-практикумы, тренинги, анкетирование с такими вопросами: «Этнос и его характеристика», «Этнокультурная толерантность», «Этнические конфликты. Как их избежать?», «Развитие культуры межнациональных отношений у школьников».
Создание совместных проектов по краеведению объединяет педагогов и детей, способствует развитию творческих способностей обучающихся, развивает эстетический вкус, формирует гражданские качества, воспитывает этническое восприятие окружающего мира и чувство ответственности за его сохранность, развивает интерес к изучению истории и проблем межнациональных отношений.
Научная работа по краеведению «Роль донского казачества в войне 1812 года», разработанная выпускницей школы Барышниковой К. стала лучшей в районе, городе. Выпускницы школы Селантьева Ю., Стрижкова Н., участницы Всероссийских краеведческих чтений в Москве.
Одним из самых ярких событий в школе является фестиваль «В семье единой», который, по мнению детей, родителей, педагогов, является одним из самых ярких событий года.
Программа фестиваля включала историческую справку о государственной символике, родном языке, выпуск газет, плакатов, национальные танцы, песни, показ национальных костюмов, конкурс блюд национальной кухни, национальные игры. Здесь было все: и задорная «Калинка», русский самовар, бублики, баранки, блинчики, армянский танец «Кочари», украинская песня «Ты ж мене пiдманула», «Лезгинка», которую искусно исполняли аварцы, азербайджанский, греческие, цыганские песни и танцы.
Одна из Волгоградских газет об этом фестивале написала так: «Как река начинается с ручейка, так любовь и уважение к ближнему начинается с таких вот школьных праздников».
Благодаря большой целенаправленной работе по формированию толерантного сознания обучающихся, в школе царит атмосфера доверия, уважения, понимания того, что «другой – это всегда интересно». У всех споров и проблем всегда только мирное решение.
Обобщить все выше сказанное и изложенное хотелось строками из стихотворения Евгения Купцова:
«В России множество народов:
Другой язык, другие песни.
Но так суждено судьбою,
Всегда они и всюду вместе.
Такие разные порою
У нас глаза и лица тоже,
Но стоит приглядеться к людям,
Увидишь, как мы все похожи…»